История про плоскую землю, которая стоит на четырёх слонах, а слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха плавает в бескрайнем космосе — это, конечно, не про астрономию. Но это описание того, как в эмпирическом пространстве человеческого мышления преломляется инсайт об устройстве реальности.

Всё многообразие явлений можно свести к нескольким базовым принципам и законам. Если вы не знаете принципов и законов, то вы обречены суетиться, перекладывая с места на место каждую песчинку, если хотите как-то изменить мир.

Если вы знаете несколько базовых законов, то управлять миром становится попроще. Опираясь на знание законов, вы можете найти ключевое место для приложения точечного воздействия и большой массив явлений сдвинется по вашему велению.

Эти базовые законы — это слоны. Но тогда что такое черепаха, на которой они стоят?

В современной науке на такой уровень абстракции опускались, возможно, лишь в физике высоких энергий. В Дао дэ цзин объясняется, что ключевые принципы, управляющие существованием и несуществованием, появлением и исчезновением явлений, происходят из одного общего корня. Этот общий корень крайне трудно охватить разумом, он будто сокрыт во тьме глубин, куда не дотянуться человеческому рассудку. Поэтому всё, что нам остаётся — это называть это ничего не значащими терминами или изображать в виде черепахи.

Дао дэ цзин идёт дальше и говорит, что этот таинственный первокорень, из которого возникают базовые принципы бытия и небытия, сам происходит из ещё более непостижимого праисточника. И этот праисточник мы назовём ещё одним ничего не означающим словом «Дао», а на картинке изобразим в виде бесконечного космоса, который предоставляет возможность существовать и черепахе, и слонам, и каждой песчинке тверди.

Можно веками спекулировать и жонглировать философскими категориями, в попытке понять эту тайну, можно заявлять, что это отсылка к теории струн, но чем больше обманчиво понятных слов скажешь, тем труднее будет пережить контакт с этими слоями реальности на собственном опыте. Чтобы пережить контакт с этими слоями реальности на собственном опыте существуют медитации. Ведь именно из медитативного опыта люди древности вытащили инсайты обо всех этих первоисточниках реальности безо всяких приборов.

Основная разновидность даосской медитации, которая упоминается в древнейших текстах, например, у Чжуан-цзы — это практика двойного забвения.

Если вы найдёте доступ не только к базовым принципам (слонам), но и к черепахе с космосом, то весь мир станет вам подвластен. Но парадокс в том, что постигая черепаху и космос, ваш дух станет таким огромным, что вам перестанет быть дело до тех мелких вопросов, ради которых вам сейчас, возможно, хочется научиться управлять миром. Когда ваш дух станет сравнимым с космосом, то ваши основные интересы будут лежать в том, чтобы планеты не слетали с орбит, чтобы свет не слишком заворачивался узлами, чтобы время и пространство не особо менялись местами.

Поэтому ещё одна разновидность даосской медитации похожа на приучивание себя к тому, чтобы ощущать себя сияющей звездой или ясным духом в бескрайнем космосе.